ВСЕ ПОРТАЛЫ ВЕДУТ К СЕБЕ (рецензія)

“Читатель ждёт событий”

Фантазии не кормят, но пищу разуму дают.

Габриэль Гарсиа Маркес

 

Курсант военной академии Нод Азборан из нового романа Константина Матвиенко “Белый замок на чёрной скале” до поры до времени понятия не имел, что он герцог и наследник короны соседнего государства. Что же касается достатка, то на его тайных счетах в банке собственного, но пока недостижимого Королевства хранятся и растут капиталы, сопоставимые с бюджетом средней державы. А странное имя будущего короля объясняется не заморским происхождением, а тем, что действие этого приключенческого и вдобавок фантастического романа происходит на планете Деола, отдалённой от Земли тысячами световых лет.

 

Юному читателю, впрочем, постичь неведомую жизнь не составит труда – люди везде люди. К тому же нравы и порядки в Республике, где в элитной Академии силы учится Нод, подозрительно напоминают СССР, а политическая, придворная и светская тусня в Королевстве как бы списана – ну хотя бы частично – с нынешней Украины. Одним словом, неземная отсылка происходящего нужна Константину Матвиенко для развязывания рук: вымысел легко принимает вольную игру авторского воображения, где высокие и низкие жанры суть обличья нынешнего общества. Причём сарказм Матвиенко-политолога лишь острая специя в его повествовании, основное же блюдо – деликатес, состоящий из занятной истории, плодов познания и концепции Вселенной, как арены вечной битвы между Светом и Тьмой. Как показывают пять его прежних романов, не спасать Человечество наш автор не способен в принципе.

Теперь о героях. Враги Нода и его друзей – мерзавцы редкой масти. Зло на планете Деола вообще маниакально, замешено на жутком тщеславии и не так уж способно договариваться между собой, как принято думать. Его носители разобщены, самоистребительны, и в этом, как всегда, и состоит шанс порядочных людей. А вот с главным героем сложнее.

Нода в пучину событий вовлекают письма деда, открывшего внуку тайну их рода. Юноша обязан включиться в борьбу, как и Гамлет, которому Тень отца называет виновника своей смерти. Так изящно наш автор устраняет “пятно”, едва не проступившее на моральном облике новоиспечённого герцога Азборана – его ведущий мотив, увы, далеко не альтруистичен. А вот завет предков – совсем иное дело, ведь потенциальному сюзерену надлежит не столько взять власть, как исправить кривизну исторического развития Королевства, прерванного насильственно и подло.

Педагоги знают: отсутствие в душах и сознании молодых третьего измерения невосполнимо, но оно поднимается на бродильных дрожжах размышлений рефлексирующего героя вроде Гамлета. Или же в связи с погружением в обстоятельства невообразимой для подростка реальности. Наш автор этой дилеммой не озадачивается – у него свой способ завоевания юношества. И тех, для кого чтение книг – уже “функция организма”, его подход вдохновит и не оставит без пищи для ума. А вот тональность повествования будет всегда оставаться бодрой. Ведь, как настаивал Шимон Перес: “Оптимисты и пессимисты умирают одинаково, но живут по-разному”. Вот почему Нод у Константина Матвиенко сущностно не Гамлет, а Фортинбрас – сметливый воин без страха и упрёка.

Вот чего в “Белом замке…” нет, так это нравоучения. А обойтись без назидания в книге для юных – счастливейшее решение, предполагаю, потребовавшее от автора немалого отвержения. Но Матвиенко не учит жить – он рассказывает о приключении, растворяя своё послание читателям в веществе событий.

Ошарашивая и увлекая, стремится убедить вступающего в жизнь молодого человека, что он, выспренно говоря, владеет главным пакетом акций собственной судьбы. А стало быть, никакого фастфуда для мозга и души, ни малейших украшений стиля.

А ещё Матвиенко лёгок. И читателей приучает к лёгкости, означающей: когда надо – поступай, как надо. Смело и решительно, минуя стадию сомнений. Но самое главное – он открыт и ясен, между ним и читателем нет экрана, ложной сложности, так что кажется – разгадывать вроде нечего. И в том, что нет загадки, и есть тайна…

Нельзя сказать, что в “Белом замке…” автор очевиден в своих воспитующих побуждениях. Но задуматься о юношестве он всё же заставляет. И возникающий в романе мотив о качестве юной личности отсылает нас прежде всего к пророчеству Фёдора Достоевского. Его Алёша Карамазов приводит отзыв жившего в России немца: “Покажите русскому школьнику карту звёздного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною”. В тоне Достоевского – невольная гордость, но как художник он объективен, и потому Алёша заключает: “Никаких знаний и беззаветное самомнение – вот что хотел сказать немец про русского школьника”. Подростки впоследствии составляют поколения, подчёркивал романист, каковы подростки, таков потом и народ. К чему это я веду? А вот к чему.

Толковать пацанам о народе – рано. Значительно важнее внушать молодым мысль о личной ответственности за то, что с тобой происходит. В нормально устроенном государстве граждане не берут в руки колья. Это безумцы видят в революции 100 тысяч вакансий, обычный человек знает: она – разрушение и приход во власть массы случайных субъектов, неспособных ни на что, кроме самого разрушения. А основе гражданского общества – тому же среднему классу – потрясения ни к чему. (Возможно, Майданы у нас так часто и происходят, что нет в Украине этого плодоносного гумуса?)

Вот я и думаю, что подросток, прочитавший роман Константина Матвиенко, окажется старше, чем он был, когда приступал к чтению “Белого замка…”. Трезвость взгляда не отменяет основоположного: мир во все времена спасают отвага, доброта и благородство. “Сливать” фабулу повествования не стану, но подскажу: Бог создал мир, чтоб было интересно, и наш автор пытается следовать ему. А что важно проповедовать в пору глобальной дезориентации? Вы не поверите!

По Матвиенко – если жизнь есть дар, будней не бывает по определению.

 

Александр САКВА.

“МЕДИА КУРЬЕР В УКРАИНЕ” липень 2017

 

Залишити відповідь